Rus/ Eng

129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 8
Тел./факс: (495) 911-26-96, 911-73-24
E-mail: energo-pro@mail.ru

Издаваемые НТФ «Энергопрогресс» журналы и книги представляют научно-техническое лицо энергетической отрасли
Главная > Все новости издательства > Управление спросом: пилотная практика

Управление спросом: пилотная практика

АО «СО ЕЭС» провёл 22.05.2020 г. практический вебинар для участников пилотного проекта по управлению спросом на электрическую энергию на розничном рынке, а также компаний, потенциально заинтересованных участвовать в отборе исполнителей услуг по управлению спросом на 3-й квартал 2020 года.

В мероприятии принял участие журнал «Вести в электроэнергетике».

В июне прошлого года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 287 от 20.03.2019 г стартовал пилотный проект по вовлечению розничных потребителей в управление спросом на электроэнергию. Цель проекта – отработать нормативные, договорные и технологические решения для осуществления управления спросом, а также сформировать инфраструктуру агрегаторов управления спросом. (Поясним: агрегаторы управления спросом – это организации, которые путём приобретения услуг розничных потребителей консолидируют их способность изменять потребление и конвертируют её в товары и услуги на рынках электроэнергии, мощности и системных услуг, транслируя часть полученного на оптовом рынке эффекта потребителям. За свои услуги они получают определённую плату).

Агрегаторы спроса отбираются ежеквартально. С начала запуска пилотного проекта состоялось уже три отбора.

Как отметил заместитель председателя Правления АО «СО ЕЭС» Фёдор Опадчий, на оказание услуг по управлению спросом в текущем квартале серьёзное влияние оказал COVID-19: в апреле с.г. в связи с введением режима самоизоляции рабочих дней не было, услуги агрегаторами не оказывались. Возобновление услуг началось с 15 мая с.г.

Подробно об итогах отбора на II квартал 2020 г. и нововведениях на III кв. 2020 г. рассказал начальник Департамента рынка системных услуг АО «СО ЕЭС» Максим Кулешов. Он подчеркнул, что управление спросом на электроэнергию – это изменение потребления электроэнергии конечными потребителями относительно их нормального профиля нагрузки в ответ на изменение цен на электроэнергию во времени или в ответ на стимулирующие выплаты, предусмотренные для того, чтобы снизить потребление в периоды высоких цен на электроэнергию на оптовом рынке или, когда системная надёжность под угрозой. Управление спросом может снижать цены на электроэнергию на оптовом рынке, что, в свою очередь, приводит к снижению цен на розничном рынке. Этот инструмент активно используется в мире, поскольку эффективно влияет на снижение цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию.

Агрегатор может работать как на оптовом, так и на розничном рынке. Он может консолидировать услуги розничных потребителей и представлять на ОРЭМ пакетный продукт.

Смысл управления спросом состоит в том, чтобы максимально сбалансировать поставку и потребление электроэнергии за счёт добровольного (со стороны потребителя) снижения потребления, т.е. разгрузок сети. В договорах пилотного проекта предусматривается от 1 до 5 разгрузок продолжительностью 2 или 4 часа.

Исполнение обязательств по снижению потребления определяется по объекту управления в целом.

Агрегатором спроса может быть любая компания, имеющая право работать на рынке электроэнергии и, если все его точки оснащены интервальными приборами учёта. Так, на II квартал 2020 года были отобраны заявки 43 агрегаторов в отношении 155 объектов управления. Их структура такова: 89% – Гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании, 15% – потребители, 2% – генерирующие компании, 0% – электросетевые организации.

Как показывают опросы, интерес к участию в управлении спросом растёт. С каждым кварталом растёт и объём отобранных услуг.

Несмотря на нулевые результаты апреля, II квартал. продолжается и может дать определённые результаты. В июне состоятся отборы на III квартал. Весь документооборот, включая договоры, будет осуществляться в электронном виде (тем не менее, бумажная версия также должна быть представлена в установленные сроки). На этот период предполагается минимум нововведений – из-за отсутствия практического опыта от нововведений в предыдущем квартале. М. Кулешов предположил, что, возможно, в III квартале изменятся ценовые критерии управления спросом для 1-й ценовой зоны.

Кроме того, анализ практики управления спросом показал, что потребители не смогли предоставить достоверные данные по разгрузкам. Возникает также много моментов, которые требуют дополнительного рассмотрения.

Об алгоритме оказания услуг по управлению спросом в III квартале 2020 года, изменениях в договоре оказания услуг и требованиях к участникам управления спросом детально рассказала главный специалист Департамента рынка системных услуг АО «СО ЕЭС» Елена Ишкова.

Специалисты Системного оператора ответили на многочисленные вопросы участников, подчеркнув, что по итогам «пилота» будет определена и утверждена целевая конструкция для работы агрегаторов на оптовом рынке.

наши журналы

Заказать книгу
можно в редакции

e-mail: lplunich@mail.ru
тел. +7(495)911-26-96
контактное лицо:
Луничкина Людмила Петровна

Заказать книгу
можно в редакции

e-mail: lplunich@mail.ru
тел. +7(495)911-26-96
контактное лицо:
Луничкина Людмила Петровна

Спасибо

Наш консультант свяжеться с Вами
в ближайшее время