Rus/ Eng

109044, г. Москва, Воронцовский пер., д.2, стр.1
Тел./факс: (495) 911-26-96, 911-73-24
E-mail: energo-pro@mail.ru

Издаваемые НТФ «Энергопрогресс» журналы и книги представляют научно-техническое лицо энергетической отрасли
Главная > Все новости издательства > Заседание секции Экспертного совета при Комитете Государственной Думы РФ по энергетике

Заседание секции Экспертного совета при Комитете Государственной Думы РФ по энергетике

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, член редколлегии журнала «Вести в электроэнергетике» Сергей Есяков провёл заседание секции Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения электроэнергетики и комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.

В повестке дня – подготовка ко второму чтению двух законопроектов: ФЗ- № 658641-7 «О внесении изменений в статью 231 Федерального закона «Об электроэнергетике» (в части исключения права регулирующего органа субъекта Российской Федерации превышать установленные предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и проекта ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха». Оба законопроекта подготовлены в соответствии с поручениями президента РФ, и оба, подчеркнул С. Есяков, оказывают серьёзное влияние на деятельность отечественных энергетических компаний.

Открывая дискуссию по первому вопросу, зампред комитета ГД по энергетике напомнил, что в соответствии с решениями правительства, темпы роста конечных тарифов на электрическую энергию строго ограничены: они не должны превышать уровень инфляции. Между тем, в регионах часто пренебрегают этим правилом. Как следствие, — за последние полгода цены на рынке электроэнергии увеличилась на 10%, что значительно выше инфляции.

Заместитель начальника Управления регулирования энергетики ФАС России Сергей Дудкин сказал о том, что 50% энерготарифа приходится на сетевую составляющую. Законодательством обозначены предельные (верхние и нижние) уровни тарифов на передачу энергии (а также на коммунальные услуги и т.д.). Однако, ссылаясь на п.1 статьи 7 Федерального закона 231 от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Региональные энергетические комиссии стали активно выходить за границы предельных цен, установленных Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В основном это связано с реализацией регионами инвестиционных программ. Несколько лет подряд в ряде регионов сетевые тарифы, например, не устанавливались вообще. В настоящее время доля запредельных тарифных решений доходит до 15%.

В связи с этим в первом чтении были приняты дополнения в закон, где указано, что превышение максимального предельного уровня цен (тарифов) невозможно без согласования с ФАС.

Ко второму чтению в адрес законодателей пришло множество поправок, которые были обсуждены в рамках Экспертной секции. В частности, электросетевые компании настаивают на том, чтобы ФАС согласовывала предельные тарифы на основе регуляторного соглашения, которое заключает сетевая компания с субъектом Федерации. Позицию ПАО «Россети» по этому поводу изложила заместитель директора Департамента по тарифной политике компании Татьяна Иванова.

«Все процедуры, связанные с регуляторными соглашениями должны быть прописаны в подзаконных актах», — заметил заместитель директора Департамента электроэнергетики Минэнерго России Антон Эрдыниев. Он также сказал о том, что в 2022 году будут установлены единые котловые тарифы сроком на 5 лет, которые начнут действовать с 2023 г. Эти тарифы не могут меняться никакими решениями. Введение долгосрочных тарифов выгодно как поставщикам, так и потребителям энергии, так как позволяет планировать работу на перспективу.

В поддержку поправок в законопроект высказались генеральный директор ЗАО «Братская электросетевая компания» Сергей Кабаев, директор департамента УК «Полюс» Алексей Каплун и другие. Они внесли предложения по обсуждаемому законопроекту, уточнив правила работы в новом законодательном поле.

Директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв напомнил, что за все нововведения в энергетике платит потребитель. Причём платит дорого: 7 триллионов рублей нужно выложить за строительство генерации на условиях ДПМ, 1,3 трлн – за цифровизацию электросетей, огромные деньги уходят на перекрёстное субсидирование, а отдачи как-то не видно. И не будет видно, пока не будут решены базовые вопросы. Нужно установить жёсткую дисциплину в тарифообразовании и разобраться, наконец, с перекрёстным субсидированием. Если эти вопросы не будут решаться, — бегство потребителей из распредсетей продолжится.

Участники дискуссии сошлись на том, что данный законопроект не несёт негативных рисков, а успех его применения зависит от качества нормативно-правовой базы, разработанной Правительством РФ.

По второму вопросу дискуссия оказалась ещё более острой и продолжительной. Она касалась выполнения поручения Президента РФ проведения эксперимента, предусматривающего применение системы квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах. В пилотный проект попали 12 городов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита.

К 2024 году совокупный объём выбросов в этих городах должен быть снижен не менее чем на 20 процентов.

Это – начало большой работы по реализации Федеральной программы «Чистый воздух» в рамках Нацпроекта «Экология». Как пояснил С. Есяков, «через несколько лет мы будем плотно завязаны на проблеме чистого воздуха. Это имеет своё экономическое выражение, поскольку связано с квотами на выбросы. Первая отрасль, которая попадёт на затраты – электроэнергетика, а именно сектор генерации».

Россия, подписавшая Парижское соглашение по климату, нацелена на обеспечение экологической безопасности планеты. Вместе с тем, документ до сих пор не ратифицирован Советом Федерации РФ. Причины этого изложил руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН Сергей Рогинко. По его оценкам, условия Парижского соглашения необходимо скорректировать. В существующем варианте Россия (как и другие страны) оказываются в заведомо невыгодной ситуации. Так, для достижения глобальной задачи удержать повышение глобальной температуры на уровне 2оС, Россия к 2025 г. должна будет практически отказаться от промышленного производства. Под ударом в первую очередь окажется энергетика, поскольку на её долю приходится 30% выбросов. Кроме того, введение штрафов на выбросы парниковых газов без учёта вклада российских лесов в экологию планеты может нанести стране серьёзный экономический ущерб, а введение необоснованно высокого экологического налога на энергоресурсы приведёт к небывалому падению экспорта.

В этих условиях Россия пытается выстраивать последовательную экологическую политику. Правда, не всегда и не во всём это получается. Члены Экспертного совета жёстко раскритиковали законопроект, разработанный Министерством природных ресурсов РФ по проведению экологического эксперимента в крупных промышленных центрах. Член Президиума правления, председатель комитета по теплоэнергетике объединения предпринимателей «ОПОРА России» Александр Павленко отметил, что законопроект не учитывает наилучших доступных технологий, реализуемых предприятиями, и попросил внести данное предложение в законопроект. Необходимо также, чтобы подзаконные акты и нормативы выходили одним пакетом, а не по очереди. В противном случае у регулятора появляется соблазн администрировать, руководствуясь не законом, а собственными соображениями. Позицию коллеги поддержал В. Киселёв. Он также отметил, что для эксперимента выбраны города с очень разным уровнем загрязнений, поэтому даже список промышленных центров нуждается в корректировке.

Достаточно критично по поводу законопроекта высказался заместитель председателя Ассоциации «НП «Совет рынка», главный редактор журнала «Вести в электроэнергетике» Олег Баркин, отметив, что документ нуждается в серьёзной доработке. А консультант Минэнерго РФ Ирина Бутакова предположила, что в Минприроды находится в законодательном кризисе, поэтому представила такой сырой законопроект.

Участники заседания внесли конкретные поправки и замечания, нацеленные на усиление и конкретизацию законодательного документа.

наши журналы

Заказать книгу
можно в редакции

e-mail: lplunich@mail.ru
тел. +7(495)911-26-96
контактное лицо:
Луничкина Людмила Петровна

Заказать книгу
можно в редакции

e-mail: lplunich@mail.ru
тел. +7(495)911-26-96
контактное лицо:
Луничкина Людмила Петровна

Спасибо

Наш консультант свяжеться с Вами
в ближайшее время